Площадь: 110,8 тыс. кв. км
Население: 1,1 млн чел.
Административное деление: 3 города и 8 районов
Полезные ископаемые: 553,8 тыс. чел.
Природные ресурсы: золото, вольфрам, уран, медь, редкие металлы, серебро, цинк и др.
Общая площадь 644 га. Из них 564 га приходится на территорию Карманинского района и 80 га – на территорию города Навои.
Эти территории являются базовыми территориями СЭЗ и закреплены за Дирекцией СЭЗ «Навои» указами Президента.
Кроме того, согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по определению Навоийской области в качестве свободной экономической зоны для производства инновационной, высокотехнологичной, экспортоориентированной и импортозамещающей продукции» № ПФ-5719 от 15 мая 2019 года вся территория Навоийской области преобразована в свободную экономическую зону.
«Основные территории СЭЗ «Навои» полностью обеспечены инженерной инфраструктурой.
Данный порядок установлен статьей 26 Закона Республики Узбекистан от 17 февраля 2020 года № ЗРК-604 «О специальных экономических зонах», Указом Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года № УФ-5600 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления свободными экономическими зонами» и Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июня 2022 года № УФ-153 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности специальных экономических, малых промышленных, молодежных индустриально-предпринимательских зон».
Согласно им,
1. Инвестиционная заявка подается инвестором в дирекцию специальной экономической зоны.
2. К инвестиционной заявке прилагаются:
копии устава юридического лица и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для инвестора – юридического лица);
Копия документа, удостоверяющего личность (для инвестора – физического лица);
Бизнес-план или технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта;
Проект инвестиционного договора.
3. Земельные участки в объёмах, указанных в инвестиционных заявках, утверждённых решениями дирекций особых экономических зон, выставляются на электронный аукцион дирекцией особых экономических зон. При этом согласование с иными организациями проведения аукциона по продаже земельного участка, в том числе включение его в автоматизированную информационную систему «ЕРЭЛЕКТРОН», не требуется.
4. Победитель электронного аукциона приобретает право аренды земельного участка, указанного в инвестиционных заявках, и заключения инвестиционного договора, при этом условия аренды земельного участка определяются инвестиционным договором.
Согласно закону, «Участники специальных экономических зон пользуются налоговыми льготами в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
Участники специальных экономических зон освобождаются от уплаты:
таможенных пошлин (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и ввозимые в установленном порядке на период строительства для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным соглашением;
таможенных пошлин (за исключением сборов за таможенное оформление) при ввозе аналогичного технологического оборудования, не производимого в Республике Узбекистан, по утвержденному перечню.
При ввозе на территорию Республики Узбекистан сырья, материалов и комплектующих изделий, используемых участниками специальных экономических зон для производства и реализации продукции на экспорт, таможенные пошлины (за исключением сборов за таможенное оформление) не уплачиваются.
При импорте товаров участниками специальных экономических зон допускается отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость до 120 дней.
Возврату подлежит сумма налога на добавленную стоимость, образовавшаяся в результате превышения суммы учтенного налога на добавленную стоимость над исчисленной суммой налога. Участнику специальной экономической зоны в течение семи дней в упрощенном порядке.
Сумма уплаченного налога на добавленную стоимость возмещается участникам специальной экономической зоны из республиканского бюджета Республики Узбекистан в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Согласно Налоговому кодексу,
Участникам специальных экономических зон в зависимости от объема вложенных инвестиций предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами на срок, устанавливаемый постановлением Президента Республики Узбекистан.
Участники специальных экономических зон освобождаются от уплаты налога на прибыль в зависимости от объема вложенных ими инвестиций:
В размере от 3 млн до 5 млн долларов США для инвестиций – сроком на 3 года;
для инвестиций в размере от 5 млн до 15 млн долларов США – сроком на 5 лет;
для инвестиций в размере 15 млн долларов США и выше – сроком на 10 лет. лет.
Налоговые льготы применяются только в отношении видов деятельности участника особой экономической зоны, предусмотренных соглашением об инвестировании на территории особой экономической зоны, заключенным между инвестором (инвесторами) и дирекцией особой экономической зоны.
Срок действия налоговых льгот исчисляется со дня получения свидетельства участника особой экономической зоны.
Срок действия льгот по налогу на прибыль исчисляется со дня принятия производственного (сервисного) объекта в эксплуатацию на территории особой экономической зоны.
В случае лишения статуса участника особой экономической зоны субъект предпринимательства лишается налоговых льгот и иных преференций, предоставленных участникам особой экономической зоны, с первого числа месяца, в котором статус участника особой экономической зоны был лишен, и не вправе им воспользоваться.
В случае увеличения участником особой экономической зоны объема инвестиций до размера, предусматривающего более длительный срок действия налоговых льгот, он вправе продлить срок действия налоговых льгот в соответствии с фактическим объемом инвестиций. При этом, если увеличение объема инвестиций осуществлено после истечения предыдущего срока действия льгот, налоговые льготы применяются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на более длительный срок действия льгот.
